В портах Китая резко увеличилось число заторов. Причиной всему является новая вспышка коронавирусной инфекции. Ситуацию усугубил локдаун в Шанхае и ограничения для большегрузов.
Недавно были сняты ограничения в Шэньчжэне – крупнейшем экономическом центре с населением в 17,5 млн. человек. Несмотря на такое послабление, многие крупные станции по контейнерным перевозкам не работают из-за нехватки персонала. Также в этом городе есть строгие требования к соблюдению сроков теста на ковид у водителей. Издание The Loadstar сообщает, что сейчас практически невозможно найти транспорт для перевозки порожних контейнеров в порт.
Локдаун в Шанхае был введен одновременно со снятием карантина в Шэньчжэне. Склады работают, потоки ввоза и вывоза контейнеров не прекращаются. Водители должны предъявлять отрицательный тест на COVID-19. Продолжительность действия анализа зависит от того, из какого региона следует большегруз: из зоны с высоким, средним или низким эпидемиологическим риском. Если срок теста вышел, его нужно переделывать, что занимает дополнительное время, следовательно, задержку в перемещении товара.
В порту Шанхая терминалы по-прежнему работают, но испытывают нехватку рабочей силы. Все это приводит к заторам и очередям. По данным Bloomberg на рейде в Южном Китае стоят 174 судна. Подобный показатель был только в октябре прошлого года, когда в регионе бушевали тайфуны.
Изначально часть аналитиков ведущих консалтинговых агентств предполагали, что если в Шанхае введут ограничения, то весь поток судов на себя возьмет Нинбо. Ларс Йенсен - руководитель компании Vespucci Maritime отмечал что, если ограничения коснутся Шанхая, они будут актуальны и для Нинбо.
В настоящее время в портах мира скопилось 3,58 млн. TEU, что составляет более 14% всего флота. В северном Китае время ожидания судов в Циндао увеличилось с 2 до 5 дней. Производительность порта также снизилась из-за погодных условий - в регионе сильные туманы. По этой же причине было закрыто несколько терминалов в портах Нинбо и Шанхай.
В китайском порту Янъян также возник контейнерный кризис. Он затронул 600 тыс. TEU, длится уже более трех недель. Половина объема контейнеров – экспортные грузы, которые находятся в ожидании вывоза из региона. Остальная часть – импорт и пустые контейнеры. Обычная пропускная способность порта - 38 тыс. TEU в сутки.
Из-за частичного закрытия порта Янъян затронуто в 2 раза больше контейнеров, чем во время блокировки Суэцкого канала (когда сел на мель «Ever Given»). На данный момент время ожидания в порту – 2 недели, каждый день накапливается 11, 4 тыс. TEU. Поэтому некоторые компании делают перенаправление в другие порты (например, Шекоу и Наньша), что позволяет сократить время простоя. В настоящий момент Янтьян был исключен с 300 рейсов, работает на 70% от своей производительности. В Шекоу и Наньша также есть небольшие задержки.
Последние 10 лет не наблюдалось подобного системного кризиса с контейнерами. Их можно было загружать на свободное судно, а сейчас таковых нет. Дефицит контейнерного оборудования в ближайшее время усилится за счет пикового сезона в Америке.